Отношения дизайнера и художника

Дизайнер – представитель творческой профессии. Заказчик, как правило, представитель бизнеса. Конечная цель у обоих одинакова — продать: дизайнеру нужно продать свою графику, заказчику — свои услуги, товар, ресурс. Во всем остальном дизайнер и заказчик – полные антагонисты.

Хороший дизайнер уверен, что должен поднять заказчика до своего художественного уровня, предложить ему смелый полет фантазии и современные графические технологии. Заказчик точно знает, что ему нужен еще один инструмент продвижения, примерно представляет, каким он должен быть и заранее ожидает от дизайнера какой-нибудь каверзы.

Почему так происходит? Пример №1.

Крупная торговая сеть по продаже автомобилей захотела иметь корпоративный стиль и сделанный в этом стиле сайт. Заказчик написал ТЗ дизайнеру, пояснил, что визуализация нужна для укрепления имиджа компании накануне переговоров с западными партнерами, готовыми на инвестиции и заключение эксклюзивного соглашения.

Дизайнер, который художник, бегло просмотрел ТЗ, понял, что речь идет о продаже автомобилей, создал шедевральный футуристический концепт-кар, а на его основе – фирменный стиль. Работал долго, со вкусом, постепенно проникаясь любовью к автопрому вообще и бизнесу автомобильных трейдеров, в частности.

Посмотрев на дизайн-макет сайта, заказчик написал: «Все отлично. Только автомобиль должен быть другой – тот, который я указал в ТЗ». Вся работа насмарку. Сроки сорваны. Дизайнер в шоке, заказчик в очередной раз убедился, что от представителя творческой профессии можно ждать чего угодно.

Пример №2.

Директор крупного предприятия поручил своему заму по маркетингу сделать эффектную рекламную кампанию для новой продукции предприятия. Зам по маркетингу объяснил руководителю пресс-службы, что надо бы продвинуть новую продукцию.

Руководитель пресс-службы наскоро написал техническое задание и разместил его на бирже фриланса.

На предложение откликнулись порядка 100 дизайнеров, половина из них в процессе переговоров сделали и прислали наброски. Руководитель пресс-службы выбрал 5 подходящих и отнес их заму по маркетингу. Тот выбрал три подходящих и распорядился сделать дизайн-макеты.

Спустя месяц, увидев у себя на столе три варианта дизайна для рекламной кампании, директор завода обозвал нехорошим словом всех дизайнеров, поскольку логика, идеология и цветовые решения совершенно не соответствовали корпоративному стилю предприятия и той продукции, которую собирался рекламировать завод.

Что делать, и кто виноват?

Начнем с ответа на второй вопрос: виноват всегда дизайнер, который не потрудился добиться от заказчика ответов на все вопросы касательно будущего дизайна, а может быть, просто не стал задавать этих вопросов. Заказчик всегда прав – это аксиома.

Даже если фрилансер считает себя хорошим художником, для заказчика он – ремесленник, который должен четко и в срок выполнить порученную ему работу. Следует хотя бы на минуту допустить, что заказчик действительно понимает, чего он хочет. Что он не просто так запрещает использовать в оформлении оранжевый, к примеру, цвет, а имеет на то свои причины.

Для защиты своих интересов фрилансеру необходимо каждый этап своей работы согласовывать с заказчиком. Для того, чтобы понять логику, возможные подводные камни, тонкости заказа, существует практика заполнения брифов. Эта несложная процедура избавит дизайнера от ненужных творческих поисков, поскольку, заполняя бриф, заказчик, по сути, точно определит все параметры будущего заказа.

Существует практика промежуточного утверждения элементов дизайна. Если фрилансер считает необходимым внести в дизайн некую изюминку, которая сделает графику оригинальной, не похожей ни на какую другую – это нужно согласовывать с заказчиком. И все будет хорошо.

Заказчик всегда лучше фрилансера знает, что именно пойдет на пользу его компании – ведь это его бизнес. Вот этим правилом и следует руководствоваться, принимая заказ.